Обмен опытом: если к вам пришла проверка

Любое предприятие - недавно открывшееся или уже давно работающее на современном рынке - рано или поздно может столкнуться с визитами контролирующих органов.

Волков Николай Васильевич, Начальник ДОУ "СПЕЦЭЛЕКТРОМОНТАЖ" ЗАО

В подавляющем большинстве случаев общение с проверяющими и решение возникающих вопросов - это задача присутствующих здесь (административные директора, начальники АХО и т.п. и другие административно хозяйственные работники).

Следует понимать, что правильное поведение при проверке - это залог успеха и положительного результата в дальнейшем. Именно поэтому важно подготовиться к будущей проверке и не только Вам, но и руководителю предприятия и приложить максимум усилий к тому, чтобы каждый из работников знал четкий алгоритм поведения в случае появления представителей того или иного контролирующего органа.

ВИДЫ НАДЗОРА

Федеральным законом от от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено 35 видов надзора:

  1. государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией;
  2. лицензионный контроль;
  3. экспортный контроль;
  4. государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;
  5. федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;
  6. федеральный государственный надзор в области связи;
  7. федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;
  8. государственный надзор в сфере рекламы;
  9. федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта);
  10. федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;
  11. федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;
  12. федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  13. федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;
  14. государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
  15. федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
  16. федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;
  17. федеральный государственный пожарный надзор;
  18. государственный строительный надзор;
  19. государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны;
  20. государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий;
  21. государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);
  22. государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;
  23. федеральный государственный надзор за проведением лотерей;
  24. федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;
  25. региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
  26. региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль;
  27. государственный контроль (надзор) в сфере образования;
  28. региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  29. федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц;
  30. государственный экологический надзор;
  31. государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль;
  32. государственный контроль (надзор) в свободной экономической зоне;
  33. федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;
  34. государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Еще 18 видов надзора регламентируются другими актами:

  1. контроль за осуществлением иностранных инвестиций;
  2. государственный контроль за экономической концентрацией;
  3. контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
  4. налоговый контроль;
  5. валютный контроль;
  6. таможенный контроль;
  7. государственный портовый контроль;
  8. контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  9. контроль на финансовых рынках;
  10. банковский надзор;
  11. страховой надзор;
  12. надзор в национальной платежной системе;
  13. государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности;
  14. государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;
  15. контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  16. контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  17. пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  18. контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов;
  19. контроль за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информации об этих пользователях.

В этом году их станет на два больше. С 01.09.2015 добавятся:

  1. контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
  2. контроль и надзор за обработкой персональных данных.

Т.е не менее 53 контролирующих органов.

При этом надзорный контроль является многоуровневым (государственный, федеральный, региональный, муниципальный) и количество контролеров может составить несколько сотен.

Вероятность, что вся эта рота контролеров придет в один день очень низкая. Большинство надзорных органов являются специфичными и проверяют конкретные виды деятельности, например, государственный строительный надзор, федеральный государственный надзор в области связи и т.п.

И не все надзорные органы ведут тотальный надзор.

Но и с учетом этого количество надзорных органов, представители которых могут посетить организацию велико.

ВИДЫ ПРОВЕРОК

Определены пять видов проверок:

  1. Плановая проверка
  2. Внеплановая проверка
  3. Приказ (распоряжение)
  4. Режим постоянного государственного контроля
  5. Плановые (рейдовые) осмотры

Плановая проверка

Основанием для проведение является утвержденный прокуратурой план проверок и . подконтрольны органам прокуратуры

Проводятся не чаще чем раз в 3 года

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

В указанном плане (файл эксель) по Наименование юридического лица, места нахождения, в т.ч. филиалы отдельно, Вы сможете найти Вашу организацию.

В плане указано:

  • Цель и основание проверки
  • Дата начала и дата окончания. Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней
  • Наименование органа контроля.
  • Другая информация.

Графики плановых проверок размещают так же большинство надзорных органах на своих сайтах.

О проведении плановой проверки уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

На пути этого уведомления может стать служба доставки Почты России.

В случаи наличия у организации филиалов, представительств в законе четко не прописано, но судебные органы допускают проверку каждого подразделения в отдельности, но ключевым фактором является нахождение подразделений в рамках одного субъекта РФ.

А вот в случаях дополнительных или операционных офисов нормативными актами регулируются не в полном объеме и имеются противоречивая судебная практика.

Внеплановая проверка

Основанием для внеплановой проверки может служить.

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований,

Это основная причина, используемая для возможности провести внеплановую проверку чаще чем раз в 3 года.

Этим пользуется ГПН, Роспотребнадзор и другие.

2) обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации,

3) обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Такие обращения (анонимки) рассматриваются в трех случаях:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Жалоба - вторая по распространенности причина, а для торговых предприятий и первая.

Это более неприятный и неожиданный повод. Но если была жалоба, скорее всего и был конфликт. Создайте условия, что бы о конфликтах, которые могут послужить причиной проверок вас как минимум ставили известность.

Предупрежден значит вооружен.

2.3. Приказ (распоряжение)

Готовится на основании Поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, результатов проверок СК или прокуратуры

Если основание для проверки надзорному органу служит распоряжение его руководство - поднимайте все ресурсы и информируйте учредителей, свое непосредственное руководство.

Последствия таких проверок могут быть наиболее серьезными.

2.4. Режим постоянного государственного контроля

Список организаций определяется Законодательством и к ним относятся организации имеющие объекты повышенной опасности, т.е. ЧП на данных объектах могут иметь масштабный характер.

К таким объектам относятся:

1) опасные производственные объекты I класса опасности;

2) гидротехнические сооружения I класса

3) отдельные объекты использования атомной энергии.

2.5. Плановые (рейдовые) осмотры

Это касается лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря и т.п.

Достаточно специфичные и узконаправленные надзоры

Но сюда так же входят и рейды транспортного контроля и ФМС.

3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ

Невозможно дать рецепты на все случаи встреч с представителями надзорных органов.

В большинстве случаев сама встреча говорит о том, что в деятельности организации имеются видимые отклонения и именно они являются причиной проверки.

Кажется очевидным что цель любой проверки со стороны ее проводящих, - обнаружить как можно больше и как можно более серьезных правонарушений.

Цель проверяемых лиц совершенно противоположна - не допустить обнаружения таких правонарушений, а если это невозможно, то обнаружить как можно больше нарушений со стороны проверяющих при проведении контрольных мероприятий, для того чтобы в дальнейшем обжаловать их действия и, возможно, даже отменить решения, принятые по результатам проверки, если они не в пользу проверяемого

Но цель проверки в лице государства, а не чиновника – недопущение нарушений законодательства в целях соблюдения прав и всех граждан и организаций.

Надзорные органы есть один из инструментов государства а задача государства заботится о гражданах. Не следует воспринимать надзорный орган как врага, не становитесь врагом государства.

В органах власти много умных, добросовестных и порядочных людей, которые чтят действующее законодательство.

Но, к сожалению, есть и совершенно противоположная категория чиновников.

И проверку проводит не абстрактное государство а конкретный человек, т.е. проверка - это общение проверяющего и проверяемого. И сам проверяющий способен допускать ошибки, причём такие, которые могут свести на нет результаты проверки.

Наиболее трудно исправлять ошибки, которые допускаются в первые минуты общения с представителями проверяющих органов. И нередко именно эти ошибки, а не нарушения, влекут за собой серьёзные последствия.

3.1. Золотая середина

На каком то этапе всегда встает вопрос как вести отношения с проверяющим:

1. Соблюдение законодательства, регламентов и правил с обоих сторон. При негативных результатах в том числе и судебные разбирательства.

Плюсы. Вы честно выполняете и соблюдаете требования законодательства. Ни вас и вашу организацию не в чем не упрекнешь

Минусы. В случае споров они могут длится продолжительное время, отнимать массу сил и средств и у вашей организации и у вас лично.

Все требования соблюсти не реально.

2. Прийти к компромиссу, отложить решение, договорится и т.д.

Плюсы. Проблема будет решена быстро, с меньшими затратами сил и усилий.

Минусы. Договорились с одним, завтра другой представитель. В случае ЧП последствия для организации, а часто и для Вас лично будут значительно хуже.

По факту присутствуют оба варианта в той или иной мере.

И где для Вас та золотая середина – решать Вам.

Во многом как себя вести с проверяющим и что предпринимать зависит от стиля ведения бизнеса. Помните, подавляющее большинство требований контролирующих органов основаны на конкретных происшествиях или защищают права менее защищенных. Вы, в большинстве случаев, наёмный сотрудник, определите для себя грань, которую не следует переступать.

3.2. Соберите информацию

Узнайте какой надзорный орган и когда будет проводить проверки

Например для плановых проверок информацию можно:

Генеральная прокуратура Российской Федерации genproc.gov.ru 

Адрес расположения плана проверок на сайте Прокуратура г. Москва

http://www.mosproc.ru/svodnyi-plan-proverok-subektov-predprinimatelstva.php

=> Главная

=>Взаимодействие со СМИ

=>Сводный план проверок

Именно в связи с этим при работе на том или ином предприятии необходимо по возможности четко и в полном объеме представлять себе, каким именно контролирующим органам может быть интересна организация, какие полномочия имеет контролирующая организация и, самое важное, какие последствия могут быть после ее появления.

Соберите информацию о проверяющем и его руководителе – ФИО, должность, как зовут когда день рождение или профессиональный праздник и т.д.

В этом вам поможет интернет, знакомые, да просто посетите местонахождение надзорного органа и расспросите секретаря.

После проверок делайте для себя записи о проверке и проверяющих. Они будут Вам полезны в дальнейшем.

3.3. Будь готов к проверке.

Подготовьте список вопросов по существующим проблемам, которые могут быть подняты.

Составьте возможные варианты решений, которые можно предложить проверяющему

Получите полномочия на действия, согласуйте с руководством возможные затраты.

Готовьте к проверке сотрудников.

Все сотрудники должны понимать важность проверок и вашу роль при этом.

Вы можете заболеть, находится в отпуске или в организации много объектов.

Предусмотрите возможность проведение проверки без вашего присутствия. Подготовьте короткие инструкции - что в каких случаях делать, кому сообщать и т.д.

Организуйте проведение учебных проверок внутри организации по контролю требований надзорных органов. Лучше нарушения будут найдены самостоятельно и устранены, чем это сделает проверяющий надзорных органов.

Если есть вероятность, что сотрудник столкнется с проверяющими - напишите краткие инструкции с алгоритмом действий.

Привлекайте к проверкам специалистов (юристы, инженеры по эксплуатации, главные энергетики и т.д.)

3.4. Распределите обязанности, выступайте координатором.

Не следует все взваливать на себя. Подключайте к проверке сотрудников других подразделений. Это может быть как конкретный специалист (юрист, инженер по эксплуатации) или например руководитель на объекте.

Старайтесь что бы проверяющему было комфортно общаться. Чаще женщине приятнее выслушать мужчину. Военные не всегда готовы воспринимать женщин.

Если в организации есть объекты, в том числе удаленные, и проверяющий может их посетить - найдите сотрудника, который сможет встретить проверяющего и возможно самостоятельно провести проверку. Это, например, сотрудник охраны, директор торговой точки и т.п.

3.5. Будьте хозяином.

Встречайте проверяющего как гостя, организуйте рабочее место, кофе чай и т.д.

Встречайте проверяющего всегда с улыбкой. Это психологически важно, т.к. проверяющий уже заранее настроен к проверяемому негативно, а своим резким поведением вы можете спровоцировать усиление негативной реакции с его стороны, по отношению лично к Вам.

3.6. Зафиксируй факт проверки

При проверке (исключение составляет проверка органами Госкомсанэпиднадзора - Федеральное медико-биологическое агентство) вы имеете право на ознакомление со специальным предписанием (письмом) в котором указывается нормативно-правовой акт, являющийся основанием для проведения проверки, цели, сроков и данных о должностном лице, уполномоченном для ее проведения, или руководителе возглавляемой группы проверяющих, удостоверением личности проверяющего, названием его учреждения, телефоном и записывать эти данные в «журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля)

Это пригодится впоследствии, т.к. иногда проверяющие составляют документы по результатам проверки в одном экземпляре и вы можете забыть, кто вас проверял, и где искать изъятые проверяющим документы.

Должен быть акт.

Результаты проведения проверки оформляются актом установленной формы. При выявлении административных правонарушений составляется протокол. Если вам предлагают дать объяснение, но вы не готовы это сделать, вежливо откажитесь. За отказ от дачи объяснения ответственность не предусмотрена. Если вы считаете, что действия проверяющего неправомерны, то отразите эти обстоятельства в письменной форме с указанием даты, времени, поставьте свою подпись. При подписании протокола (акта) следует указать, что к названному документу вы прилагаете свои объяснения (в случае, если они написаны на отдельном листе), при этом копия вашего заявления должна остаться у вас. Если акт или протокол составляется в одном экземпляре, то не будет лишним указать в нем, что Вам не вручена копия указанного документа. (Обязательное вручение копии протокола предусмотрено статьей 27.8 КоАП РФ). Помните, что все ваши слова, все ваши действия совершаются в неблагоприятной для вас обстановке. Поэтому старайтесь принять меры по сокращению времени проведения проверки. м вдруг стало плохо и вы требуете вызвать скорую помощь. Нередко выигрыш во времени ведёт к выигрышу в ситуации.

Проверяющий пришел к Вам, потратил время, а у него есть свои показатели, свои амбиции – пусть хоть что то найдет, какое либо замечание.

Если проверяющий начинает находить мелкие замечания, радуйтесь – у Вас нет серьезных.

Помните:

а) Нет акта проверки или протокола - нет факта правонарушения; 
б) В случае, если дело по результатам проверки рассматривается в суде по вашей инициативе, то данные вами письменные объяснения в протоколе (акте) проверки принимаются во внимание судом, как доказательства и зачастую позволяют выиграть дело.

Подпиши документы

Не отказывайтесь от подписания документа. Это действие не имеет существенного значения для результатов правовой оценки проверки, но, зачастую, раздражает проверяющих. Рекомендуем подпись обязательно сопровождать словами: "с актом не согласен" (в случае, если есть для этого основания). В чём выражается это несогласие, вам в дальнейшем при необходимости подскажут юрист или адвокат. А проверяющему лучше объяснить, что из-за волнения сейчас вы не можете изложить свои доводы на бумаге.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ !

1. Для работников всех контролирующих и правоохранительных органов их права определены действующим законодательством, и выходить за рамки Закона никто не имеет права.

Если для предпринимателей действует принцип: "Разрешено всё, что не запрещено Законом", то для контролирующих органов - наоборот: "Запрещено всё, что не разрешено Законом".

3. Статья 28.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает, что в случае выявления административного правонарушения составляется протокол уполномоченным на то должностным лицом, либо представителем общественной организации. Это означает, что протокол, составленный неправомочным лицом, не имеет юридической силы.

3.7. Человек человеку друг товарищ и брат

В подавляющих случаях любой конфликт не следует доводить до точки кипения. Лучше прийти к согласию. Принципы человеческих отношений ни кто не отменял и для проверяющего. Он находится на государственной службе, но он такой же человек. Найдите к нему подход, установите дружеские отношения или как минимум не вражеские.

Предложите подготовить все необходимые документы и подъехать к проверяющему для оформления. Выезд на объект отнимает Ваше время, но . Вы сэкономите его для проверяющего – ему удобно. Проверяющий не посетит объект лично и не увидит Ваши недочеты

Не удается решить вопрос с проверяющим – выходите на его руководство. Это даст шанс менее безболезненно решить проблему организации, а при наличии множества точек, например торговых или офисов, поможет решать вопросы не для конкретного объекта а для группы. Вам же позволит наладить контакты.

3.8. Помни о главном

Не забывайте надзорные органы.

Поздравляйте с праздниками (государственными, профессиональными, личными). Поддерживайте контакты между проверками.

Спрашивайте советов. Большинству импонируют, когда у них просят совета по вопросам в которых они считают себя профессионалами.

Большинство людей стремятся делать карьеру и следовательно есть вероятность, что инспектор с которым Вы нашли общий язык станет начальником отдела или президентом страны.

3.9. Разбор полетов

Оценка проведенной проверки.

Хозяйственных работников чаще не заметно, их работа не на виду. Не всегда стоит быть скромным. Вашу работу должен ценить как минимум ваш руководитель.

Доложите, каких результатов Вы добились. Каких негативных последствий удалось избежать организации.